marina_toxa (marina_toxa) wrote,
marina_toxa
marina_toxa

Categories:

Тибет, Южно-Сычуанская трасса.

 Наконец-то достигли провинции Сычуань, в Тибет окончательно приходит зима, по ночам температура опускается ниже нуля, к чему наши спальники совершенно не приспособленны, уже поскорее хочется тепла, причем тропического.

 Южно-сычуанская трасса (№318) потрясающе красива и настолько же трудна и страшна. Нигде в горных районах, в которых я бывал, ничего подобного и рядом не стояло. Нескончаемая череда перевалов, причем все выше 4500 метров (а два перевала выше 5000 м.). По ходу трасса пересекает четыре великих реки Азии - Брахмапутру, Салуин, Меконг, Янцзы, все долины этих рек располагаются на высоте ниже 2500 метров. Просто нечеловеческих усилий необходимо было, чтобы построить эту трассу, и столько же надо, чтобы поддерживать её в работоспособном состояние, из-за постоянных обвалов и оползней. Дорога мегакрасивая, мы и не знали, что Тибет настолько разнообразен! Тибет это не только высокогорное плато, но и живописные долины с мощными, удивительно прозрачными реками; тропические ущелья Брахмапутры и её притоков; вызженные солнцем каньоны Салуина и Меконга. И всё это великолепие в обрамлении белоснежных вершин. 
 Такое изобилие ландшафтов трудно себе представить, и зачастую за один день проезжаешь тропики, тайгу, пустыню и высокогорное плато.
 Автостоп по южно-сычуанской трассе (по тибетской её части) сильно отличается от того китайского автостопа, того что мы видели ранее. За день проезжается максимум 150-200 км, если сильно постараться и если повезет, можно проехать 300км. Большинство водителей тибетцы-"деньгопросы". Наверное 90% нас подвозили китайцы, причем были случаи, что на заднем сиденье ехали впятером (мы и трое китайцев), всё время ехали на джипообразных машинах или минигрузовичках, большегрузные машины неподвозят совсем, хотя их тут довольно мало.
 Теперь наши приключения по порядку, и небольшое описание трассы №318 
 На автобусе №801 можно отлично выехать из Лхасы, причем он провозит мимо выездного КП и провозит по трассе ещё с километров 20. Предварительно закупившись санитарными повязками на лицо (в Лхасе половина народа с ними ходит изза высокогорного солнца и опасности свинного гриппа), напялив посильнее кепки, мы благополучно выбрались из Лхасы на трассу. 
 В начале дорога идет по широкой долине реки Lhasa-river(Kyi-chu), с множеством монастырей, и стольким же множеством постов PSB (Public Security Beareu - наше ФСБ). Но наши повязки, натянутые кепки и затоннированные стекла позволили нам беспрепятственно проехать эти места. В селении Medro Kongar дорога сворачивает в боковую долину реки Medro-chu и начинает забираться на перевал Pa-la(Mi-la) высотой 5013 метров. В долине Medro-chu землю под ячмень вспахивают с помощью пары запряженных яков. На перевале множество молебельных флагов, торгующие сушенным сыром дети и пронизывающий холод. 

 После перевала дорога спускается в долину реки Nyang-chu, речка почти как наша Катунь, большая и прозрачная, а берега покрыты множеством деревьев создающих осенью великолепное буйство красок, вообще Тибет осенью исключительно красив. На берегу Nyang-chu, на живописной полянке с ручьем мы и заночевали.


 


 

 

На следующий день к обеду достигнув городка Bayi (1 августа по китайски - дата основания Народной Освободительной Армии), начитавшись про местное PSB в Lonely planet, чтобы не искушать судьбу. Мы побыстрому сели в такси и за 20 юаней проехали этот городок. Не далеко от Bayi, речка Nyang-chu впадает в Брахмапутру, но так как выше Брахмапутра течет в ужасном каньоне зажатая между двух семитысячников (Namche Barva 7756м. и Gyala Pelri 7151м.), то дорогу проложили через приток Брахмапутры - Rong-chu. Попадание в долину Rong-chu происходит через перевал Serkhim-la (4582 м). 
 

 От Bayi через маленькое селение Nyingtry(являющееся тем неменее столицей префектуры) дорога с высоты 2600м. буквально за 20-30 км, набирает два километра по вертикали, проходя у подножия священной горы религии Бон - Bonri. До буддизма в Тибете исповедовали языческую религию Бон, в Тибете и сейчас существует множество последователей этой религии совершающих кору вокруг горы Bonri, причем делают это в направлении против часовой стрелки (буддисты совершают кору строго по часовой стрелке).


 

 

С перевала Serkhim-la открывается ошеломляющий вид на семятысчник Namche Barva, огромной белоснежной иглой парящей над облаками. С перевала дорога спускается в селение Lunang, в котором нам пришлось обойти чек-пост вдоль реки, и заночевать невдалеке от деревни. До Lunang от Лхасы дорога отличная и покрыта асфальтом, дольше начинается зона тропических лесов, бамбуковых зарослей, оползней и обвалов. Окрестные горы всегда затянуты субтропическим туманом, над которым возвышаются 6ти тысячные гиганты. Дорога из двухполосной асфальтированной превращается в однополосную гравийку, прижатую к крутому склону, с частыми промоинами от ручьев и следов сошедших селей. Километров через 60-70 от Lunang'a дорога выходит к долине реки Брахмапутры, где достигает самой низкой точки в 2000 метров. Вдоль дороги растут огромные тропические деревья, далеко внизу беснуется серо-грязная огромная Брахмапутра, дорога размыта от постоянных дождей, кругом со склонов стекают водопадами ручьи - порой становилось жутко.



Brakhmaputra




Doroga vdol' Brahmaputri

После моста через Брахмапутру, дорога идет вдоль её притока - Parlung Tsampo. Вскоре появляется асфальт, и становится гораздо приятнее, горы чуть-чуть раступаются. Большим населенным пунктом в долине Parlung Tsampo явлется городок Pomi, окруженный снежными вершинами с ледниками спускающимися практически к дороге. Там нами был застоплен мини-трактор, в телеге которого мы выбрались за город.








Mini Kailas








Переночевав недалеко от деревни Sundzom, к обеду на грузовике China Post добрались до озера Rowok-tso, из которого вытекает Parlung Tsampo. Вдоль озера множество деревянных площадок, поднятых над землей метра на два, на которых местные сушат, выращенный здесь же, ячмень.


Rowok-tso




От озера дорога поворачивает резко на восток, и окружающая природа меняется от лесистых долин притоков Брахмапутры к безжизненным, выжженным горам. От озера Rowok-tso дорога взбирается на перевал Ngazuk-la (4662м), являющимя водорозделом между Брахмапутрой(текущей в Индийский океан) и Салуином (текущим в Юго-Восточную Азию). В этом месте нас подвозили на полупустых Land Cruiser'ах(наверно возвращающихся с джип-тура), и можно было почувствовать себя белыми мистерами в настоящем джип-туре. Картину джип-тура дополнили невесть откуда на пустынной дороге взявшиеся тибетские дети, перегородившие дорогу, и накинувшиеся на машину с оголделыми, голодными глазами и криками "Мoney!!", сквозь приоткрытые окна засовывающие руки. Для водителя это было видимо обычными явлением, он дал им по несколько юаней, но дети не унимались, криками как-то удалось их в итоге разогнать.
 


Palomniki po puti v Lhasu

За перевалом имеется большое селение Pasho, после которого дорога спускается к ужасному каньону Saloween'a. Шириной иногда метров до 20, с вертикальными стенами уходящими кудато вверх. В Pasho нас подобрали две машины с китайцами из Ченду путешествующими по Тибету, причем в каждой машине было по пять человек и нас по одному посадили в каждую машину. Китайцы не перестают удивлять! С ними мы пересекли Салуин и через перевал Zar Gama-la высотой 4618 метров, подъем на который представляет бесконечную череду разворотов на 180 градусов(в Lonely пишут 72 поворота), добрались до городка Zuogang.




Переночевав в окрестностях которого и изрядно подмерзнув, на следуюший день предстоял опять перевал Dongda-la (высота 5008 м.). После которого дорога спускается к Меконгу, текущему в каньоне на высоте 2300 метров. Спуск с перевала проходит сначала по долине притока Меконга, а потом по середине крутого склона, на высоте с полкилометра над ущельем. Пока спустились к Меконгу тоже страхов натерпелись. По пути на дороге случился обвал и пришлось подождать с пару часов пока расчистят, за это время в обе стороны на дороге образовались приличные очереди. На мосту через Меконг находится чек-пост на котором нас выловили и наказали водителю отвезти нас в Маркам, (Markham) в отделение полиции (это мы уже потом поняли когда он нас привез и сдал). По пути к Маркаму пересекли ещё перевал 4550 м высотой.

Saloween river


перевал Zar Gama-la

Na перевалe Zar Gama-la

Tibetskie dali


Tibetskii avtostop, Marina

перевал Dongda-la (высота 5008 м.)


spusk k Megkongu


Zaval na trasse


Megkong river
 

 В отделении PSB мы уже были как местные, как полагается попили чайку, отксерили наши паспорта и сказали, что территория закрыта и нам нужно срочно покинуть закрытую территорию. Мы сказали: "Ок!", благо до границы с Сычуанью от Маркама меньше 100 км. В итоге нас "депортировали" в сычуанский город Батанг на автобусе за наш счет(100 юаней). По пути переехали речку Янцзы, очень жалко, что ночью. Почемуто автобусник боялся переезжать с нами Янцзы по "официальному" мосту с полицейскими и показал нам, не то новый не то старый мост, в полукилометре от основного на котором никого нет, пройдя по которому мы и оказались в соседней, безпермитной Сычуани. Ура, ура! А то чегото мы уже устали от водителей отказывающихся нас брать изза полицейских постов и от необходимости прятаться при виде полицейских.
 Надо сказать, что пока мы ехали нас пару раз (Polung, Tongmi) официально проверяли паспорта, кудато их записывали,но к нам никаких вопросов не было. И бесчисленное количество раз пока мы стояли на дороге, мимо нас проезжали машины PSB и тоже особого внимания к нам не проявляли.
Tags: Китай, Путешествия, Тибет, Фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments